Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Методика р кеттелла

Опросник предназначен для диагностики широкого круга личностных характеристик обследуемых, их психологических особенностей. С его помощью можно оценить методика р кеттелла интеллектуального развития, а также такие особенности личности, которые могут привести к социально дезадаптивному поведению, алкоголизации, способствовать возникновению различного рода психических отклонений. Кеттела предназначена для обследования психически здоровых людей. Методика содержит 16 шкал - факторов, диагностирующих личностные методика р кеттелла обследуемых. Размерность показателей каждой шкалы после обработки данных составляет от 1 до 10 баллов стенов. Низкие значения по шкалам методики соответствуют 3-4 стенам и ниже, высокая выраженность диагностируемых факторами качеств эквивалентна значениям 7-8 стенов и выше. Каждый фактор теста биполярен и позволяет судить о степени выраженности того или иного свойства личности. Многофакторный личностный опросник 16PF состоит из 187 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив мы будем использовать сокращенный вариант опросника - 105 вопросов. В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы на каждый методика р кеттелла. По окончании тестирования подсчитывают баллы по каждому из 16-ти личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются интерпретируются. Обработка результатов тестирования происходит в несколько этапов. Подсчет суммы «сырых» баллов по факторам. Для подсчета «сырых» баллов по каждому из 16 факторов лично-стного опросника 16PF можно воспользоваться специальными матрицами с отверстиями, которые накладываются на Бланки для ответов методика р кеттелла модернизированный Бланк для ответов, про-шедший апробацию в Таллинском отделении Школы практи-ческой психологии и непосредственно в Школе практической психологии Санкт-Петербурга мы будем использовать именно его. В таком Бланке индексами 1 и 2 обозначены баллы при соответствующих ответах-альтернативах а, в, с на каждый из 105 вопросов теста. Подсчет сырых баллов в таких Бланках обычно не вызывает затруднений, в то время как методика р кеттелла с матрицами недостаточно удобна или зачастую эти матрицы просто отсутствуют. В Бланке для ответов личностные факторы обозначены в колонке слева. Каждому из факторов соответствует определенная строка. Подсчитывают баллы по каждому из методика р кеттелла суммированием подстрочных индексов и 2 т. Результат суммирования по каждому из факторов проставляется в правой колонке по каждому фактору - своя строка. Максимальное количество баллов по показателю MD шкале искренности - 14. Методика р кеттелла количество баллов по фактору В интеллект - 8. Для данного фактора на одну из альтернатив методика р кеттелла, в, с по каждому из вопросов 3, 20, 37, 54, 71, 88, 104, 105 присвоен только один балл индекс 1. Для всех остальных факторов максимальное количество баллов не пре-вышает значения 12. Проверка результатов тестирования на искренность. Обработка результатов тестирования начинается с проверки ответов испытуемого на искренность по показателю MD. При значении показателя MD больше 9 считается результаты считаются недостоверными и дальнейшая обработка их интерпретация не производится. При значении показателя MD - 5-8 достоверность результата тестирования подвергается сомнению. О возможности дальнейшей обработки данных исследования принимает решение экспериментатор, исходя из целей и задач психодиагностического обследования. Методика р кеттелла показателя MD - 1-4 балла свидетельствуют о достоверности результатов. Перевод «сырых» баллов в стены и построение личностного профиля. Условные баллы в стенах термин происходит от сочетания слов «стандартная десятка» распределяются по десяти точкам со значением выборочного среднего 5,5 стена. Стены 5 и 6 составляют основную часть выборки предполагается, что распределение нормальное. Полученные в результате тестирования сырые методика р кеттелла по методика р кеттелла из факторов переводятся в стены условные баллы 10-ти балльной шкалы. Стены в свою очередь делятся на уровни: 1-4 стена - низкий уровень; 5-6 стенов - средний уровень: 7-10 стенов - высокий уровень. Стены являются исходными данными для построения профиля личности. Методика р кеттелла личности для гипотетического испытуемого показан на рис. Личностный профиль испытуемого Анализ интерпретация данных тестирования. Анализируют интерпретируют характерологические черты личности исходя из баллов, полученных по соответствующим факторам, и профиля личности испытуемых. Факторы методики позволяют получать представления о следующих личностных особенностях. Высокие значения по фактору А+ свидетельствуют о легкости общения обследуемого с людьми, гибкости, эмоциональной лабильности, высокой социальной адаптивности, приспособляемости, добросердечности, чуткости, доверчивости, беспечности, естественности и непринужденности методика р кеттелла, готовности к сотрудничеству, богатстве и яркости эмоциональных проявлений. Лица с высокими показателями методика р кеттелла фактору А хорошо уживаются в коллективе, активны в установлении контактов, любят работать с методика р кеттелла. Низкие значения по фактору А- означают замкнутость, эмоциональную холодность, скрытность, неразговорчивость, подозрительность, сдержанность, осторожность, слабость эмоциональных проявлений, эгоистичность. Люди с такими качествами формальны в контактах с окружающими, сторонятся их, не интересуются общественной жизнью, не идут на компромиссы, стараются методика р кеттелла одни, предпочитают «общаться» с книгами. В делах они точны, обязательны, но в поведении недостаточно гибки. Высокие значения по фактору В+ свидетельствуют о развитом интеллекте, способности обследуемого к логическому анализу, абстрактному мышлению, его умении быстро усваивать новый материал, широких интеллектуальных интересах. Низкие значения фактора В- являются показателем того, что у испытуемого невысокий уровень интеллектуального развития, снижены умственные способности. Высокие показатели фактора С+ отражают эмоциональную устойчивость, зрелость, умение управлять своими эмоциями, настроением, постоянство интересов, уверенность в себе, реалистичность по отношению к жизни, настойчивость и упорство в достижении целей. Высокие оценки по фактору свойственны лицам, смело смотрящим в лицо фактам, постоянным в своих планах и привязанностях, не поддающимся случайным колебаниям настроения. На вещи такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо сознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, отличаются высоким уровнем социальной адаптации. Низкие значения фактора С- диагностируют эмоциональную неустойчивость, невротизм, ипохондричность, повышенную тревожность. Лица с С- не способны контроли-ровать свои эмоции, в особенности проявлять их в социально приемлемой форме, они переменчивы, неустойчивы в инте-ресах и склонностях, легко расстраиваются, стремятся укло-ниться от ответственности, капризны, методика р кеттелла доводят дело до кон-ца. Чаще чувствуют себя беспомощными, усталыми и неспо-собными справиться с жизненными трудностями. Высокие значения фактора Е+ демонстрируют выраженную склонность к самостоятельности, доминированию, лидерству, властности, независимости, смелости, самоуверенности. Люди с высокими методика р кеттелла по фактору Е действуют смело, энергично. Они игнорируют социальные условности, живут по собственным законам, активно отстаивают свою самостоятельность. Низкие значения фактора Е- означают конформность, зависимость, неуверенность в себе, робость, скромность, послушность, осторожность. Лица с низкими факторными оценками не стремятся отстоять свою точку зрения, следуют за более сильными, не верят в себя и в свои способности, пассивны. Высокий балл по фактору F+ свидетельствует об активности, бодрости, беспечности, свободе поведения, жизнерадостности, общительности, энергичности субъекта. Лица, имеющие высокие показатели по данному фактору, обычно легко относятся к жизни, верят в удачу, не заботятся о будущем. Как правило, это оптимисты. Низкие значения фактора F- демонстрируют у испытуемых озабоченность, методика р кеттелла, сдержанность, беспокойство о будущем. Люди с низкими значениями по данному фактору часто методика р кеттелла последствиями своих поступков, постоянно ожидают всевозможных неудач и несчастий. Поэтому они, как правило, тщательно планируют свои действия. Они апатичны и молчаливы, выглядят печальными, избегают общества, пессимистичны. Высокие значения фактора G+ выявляют у обследованных лиц: дисциплинированность, обязательность, стремление к соблюдению нравственных норм и правил поведения в обществе, ответственное отношение к делу, добросовестность. Такие люди точны и аккуратны в делах, любят порядок, методика р кеттелла. Высокая добросовестность у них обычно сочетается с хорошим самоконтролем. Низкий балл по фактору G- отражает недобросовестность, небрежность, легкомысленность, безответственность. Лица с низкими показателями по данному методика р кеттелла склонны к непостоянству, ленивы, эгоистичны, стараются не следовать общественным требованиям, негативно относятся к соблюдению моральных норм, способны на обман, могут вести себя нечестно. Высокий балл по фактору Н+ свидетельствует о смелости, общительности, отзывчивости, дружелюбии, методика р кеттелла, беззаботности. Лица с высокими оценками по данному фактору решительны, невосприимчивы к угрозе. Они свободно вступают в контакты, не испытывают трудностей в общении, не теряются в неожиданных ситуациях. Такие люди часто становятся лидерами, особенно в случаях, когда деятельность группы связана с методика р кеттелла. Они легко овладевают профессиями, где необходимо хорошо ориентироваться в эмоционально напряженной обстановке. Если испытуемый продемонстрировал низкий балл по фактору Методика р кеттеллаэто говорит о его робости, застенчивости, сдержанности, чувствительности к угрозе, боязливости. Такие люди не уверены в своих силах, возможностях, необоснованно терзаются чувством собственной неполноценности, сдержаны в проявлении своих эмоций, не любят работать в коллективе, обычно смущаются в присутствии лиц противоположного пола. Высокие показатели фактора I+ характеризуют испытуемого как человека мягкого, сентиментального, эмоционального, чувствительного к внешним воздействиям, нежного, обладающего утонченным вкусом, образным, художественным восприятием мира, богатым воображением, романтическим складом характера. Высокие оценки по фактору обычно имеют люди, склонные к художественной деятельности: артисты, музыканты, писатели и т. Низкие значения фактора I-напротив, свидетельствуют о практичности, жесткости, методика р кеттелла, несентимен- тальности субъекта, присущем ему рациональном восприятии действительности. Такие лица, как правило, подчиняют чувства рассудку, эмоционально устойчивы, к жизни подходят с расчетом, не доверяют первым ощущениям интуиции. Высокий балл показателя L+ означает излишнюю подозрительность, методика р кеттелла, раздражительность, завистливость, тревожность. Лица с высокими оценками по фактору L относятся к людям с предубеждением, настороженно, никому методика р кеттелла доверяют, неоткровенны. В коллективе держатся обособленно, завидуют успехам других, не методика р кеттелла конкуренции, не поддаются методика р кеттелла других людей, не склонны разделять групповые нормы и цели. Низкие значения фактора L- говорят о доверчивости, бескорыстии методика р кеттелла, уступчивости испытуемого. Люди с низкими оценками по фактору откровенны с окружающими, легко уживаются в коллективе, веселы, независтливы, не стремятся к конкуренции, доминированию. Испытуемые, получившие высокие оценки по фактору Методика р кеттеллахарактеризуются мечтательностью, склонностью к фантазированию, непрактичностью, экстравагантностью, ау- тичностью, неуравновешенностью. Подобные оценки присущи лицам с богатым воображением, ориентированным на свои желания, не обращающим внимания на повседневные дела и обязанности, интересующимся отвлеченными, абстрактными проблемами. Высокие оценки по фактору обычно имеют представители творческих, художественных профессий. Низкие оценки по фактору М- говорят о практичности, уравновешенности, зрелости субъектов. Такие оценки свойственны людям здравомыслящим, хорошо разбирающимся в житейских делах, трезво оценивающим происходящее, надежным в практических вопросах. Высокие оценки по фактору N+ диагностируют выраженность таких качеств субъекта, как проницательность, эмоциональная сдержанность, расчетливость в поведении, способность оценивать мотивы поведения других людей, хитрость. Лица с высокими оценками по фактору N обычно ведут себя холодно и рационально, не поддаются эмоциональным порывам. Прежде чем предпринять что-либо, точно и хладнокровно оценивают возможные варианты, хитро и умело строят свои отношения, склонны к интригам, скептичны. Лица, получившие низкие баллы по фактору М-отличаются наивностью, открытостью, прямотой, иногда доходящей до бестактности, непосредственностью, естественностью поведения. Подобные люди не умеют хитрить методика р кеттелла ловчить, не вникают в мотивы поведения окружающих, ведут себя просто, естественно, грубовато. Высокие оценки по фактору 0+ свидетельствуют о переживаниях субъектом чувства вины, печали, о его озабоченности, беспокойстве, впечатлительности, напряженности, подверженности стрессу. Данный фактор оценивает скорее настроение и состояние человека, нежели глубинные свойства его личности. Методика р кеттелла, высокий балл по фактору диагностирует доминирующий тревожно-депрессивный фон настроения. Такие люди всегда подавлены, тяготятся методика р кеттелла предчувствиями, склонны к необоснованным методика р кеттелла, недооценивают собственные возможности, плохо справляются с жизненными неудачами, ипохондричны. Лица с низкими оценками методика р кеттелла фактору О- обычно уверены в себе, Демонстрируют спокойствие, безмятежность настроения, жизнерадостность, бесстрашие, беззаботность, расслабленность. Низкие оценки характерны для веселых, довольных жизнью людей, уверенных в собственном успехе и в своих силах. Высокие значения показателя Q1+ говорят о гибкости мышления испытуемого, радикализме его суждений и оценок Лица с высокими оценками методика р кеттелла данному фактору имеют разнообразные интеллектуальные интересы, хо-рошо информированы, ничего не принимают на веру, не склонны к морализированию, недогматичны, легко воспри-нимают новые идеи, отличаются критичностью мышления, никому не доверяют Низкие оценки по фактору Q1- выявляют ригидность установок, консерватизм взглядов. Такие люди не любят перемен, являются противниками нововведений. Они догматичны, склонны к нравоучениям и наставлениям, следуют традициям и опыту авторитетов. Высокая оценка по фактору Q2+ методика р кеттелла о том, что испытуемый отличается самостоятельностью, самодостаточностью, независимостью от группы. Методика р кеттелла с по-добными оценками по собственной инициативе не ищут кон-тактов с окружающими, предпочитают все делать самостоя-тельно, не нуждаются в поддержке и одобрении методика р кеттелла людей, готовы пожертвовать любыми удобствами, лишь бы сохранить свою независимость. Низкий балл по фактору Q2- характеризует зависимость от группы, несамостоятельность субъекта. Лица, получившие низкие оценки, ориентируются на групповое мнение, нуждаются в поддержке окружающих, в совете, одобрении. Высокие значения фактора Q3+ свидетельствуют о выраженном самоконтроле, волевых качествах субъекта. Подобные оценки говорят об его организованности, умении хорошо методика р кеттелла свои эмоции и поведение. Такие люди хорошо осознают социальные требования, методика р кеттелла их аккуратно выполнять, заботятся о своей общественной репутации. Они действуют планомерно и упорядоченно, упорно преодолевают препятствия, стремятся довести начатое дело до конца Низкий балл Q3-напротив, диагностирует отсутствие должного самоконтроля, спонтанность, импульсивность, деятельность лиц, имеющих методика р кеттелла оценки по данному фактору, неупорядочена, хаотична. Они часто теряются, действуют бессистемно, методика р кеттелла умеют организовать свое время, руководствуются своими импульсивными побуждениями, а не групповыми нормами, нередко игнорируя последние. Высокий показатель Q4+ означает, что у испытуемого выражены следующие особенности, сильное внутреннее напряжение, фрустрированность, возбужденность, раздражительность, эмоциональная неустойчивость Человек с высокой оценкой по фактору Q4 беспокоен, неусидчив, чувствует себя усталым, разбитым, но в то же время не может оставаться без дела даже во время отдыха. Противоположное значение фактора Q4- отражает низкое внутреннее напряжение, расслабленность, апатичность, спокойствие, медлительность, удовлетворенность, отсутствие сильных побуждений и желаний у субъекта. Лица с низкими значениями по фактору методика р кеттелла безразличны к удачам и неудачам, невозмутимы, не стремятся к достижениям и пе-ременам, довольны существующим положением дел. Вторичные факторы их интерпретация. Кроме первичных 16 факторов можно выделить четыре фактора вто-рого порядка: F1 - тревожность - адаптированность; F2 - интроверсия методика р кеттелла экстраверсия; F3 - чувствительность - реактивная уравновешенность; F4 - конформность - независимость. Расчет вторичных факторов производится по специальным формулам. Фактор Fi: - тревожность - + адаптированность Низкие баллы - жизнь в целом удовлетворяет человека. Однако низкие оценки по данному фактору означают недостаток мотивации. Человек не стремится к большому делу, не ставит перед собой достижения трудных целей. Высокие оценки по фактору не обязательно свидетельствуют о невротической личности. Тревога может обусловливаться ситуационно. Очень высокая тревога нарушает продуктивную деятельность. Может вызвать соматические расстройства. Фактор F2: - интроверт - + экстраверт Низкие оценки по фактору свидетельствуют либо о робости и методика р кеттелла, либо о сдержанности и скрытности. Высокие оценки говорят о том, что человек социально контактен, незаторможен, методика р кеттелла устанавливает и поддерживает межличностные отношения. Методика р кеттелла F3: - чувствительность - + реактивная уравно-вешенность Низкие оценки свидетельствуют о хрупкой эмоциональности человека, чувствительности, художественной мягкости, спокойствии, вежливости. Иногда возникают трудности из-за избытка раздумий. Высокие оценки говорят о стабильности, жизнерадостности, решительности, предприимчивости, склонности не замечать тонкости жизни. Могут возникать трудности из-за слишком поспешных методика р кеттелла без достаточных размышлений. Фактор F4: - конформность - + независимость Низкие баллы - подчинение, зависимость, пассивность, сдержанность. Человек нуждается в поддержке ищет ее у людей. Склонность ориентироваться на групповые нормы. Методика р кеттелла баллы - независимость, агрессивность, смелость, хваткость, сообразительность, быстрота, инициативность. Кэттела также находит применение в рамках судебно-психологической экспертизы и профессионального отбора. Кеттела 16PF построены с учетом стремления человека к самооценке. Среди опросников наибольшую популярность приобрел тест "ММРУ" в который включено 384 утверждения. Методика р кеттелла ответам об­следуемого о приемлемости или неприемлемости для его личности предъявленных утверждений составляется профиль личности, делаются выводы о ее психологии. Аналогично построены опросники Тейлора и Айзенка. Опросник Тейлора определяет Одной из актуальнейших задач в совершенствовании арсенала стандартизованных методик выступает обогащение их такими, которые позволяют диагностировать приоритетные методика р кеттелла качеств. В его схеме присутствуют определенные суперчерты, или типы, такие как экстраверсия, которые оказывают мощное влияние на поведение. В свою очередь, каждую из этих суперчерт он видит построенной из нескольких составных черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения Психология в своем прикладном значении широко использует различные методика р кеттелла для оценки внимания, сенсомоторных реакций, памяти, мышления, методика р кеттелла. Эти тесты дают возможность в системе профессионального отбора оценить развитие психических функций личности и определить кандидатов для обучения по определенной специальности. С помощью тестов каждый индивидуально может оценить свои способности и наметить В этой связи выясняется, как жил обследуемый, чего достиг, чему отдавал предпочтение, что любил, чем дорожил, каковы его симпатии и антипатии. Чтобы избежать субъективизма и получить более полную и содержательную информацию, эксперту рекомендуется воспользоваться следующими психологическими методиками. Их называют оценочными шкалами наблюдателя, кореллирующими с некоторыми личностными факторами В этой связи выясняется, как жил обследуемый, чего достиг, чему отдавал предпочтение, что любил, чем дорожил, каковы его симпатии и антипатии. Чтобы избежать субъективизма и получить более полную и содержательную информацию, эксперту рекомендуется воспользоваться следующими психологическими методиками. Их называют оценочными шкалами наблюдателя, кореллирующими с некоторыми личностными факторами Теория Кеттела стремится объяснить сложные взаимо-действия между системой личности и более объемной социо-культурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что методика р кеттелла теория личности должна учи-тывать многочисленные черты, составляющие индивидуаль-ность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические Одной из актуальнейших задач в совершенствовании арсенала стандартизованныхметодик выступает обогащение их такими, методика р кеттелла позволяют диагностироватьприоритетные группы качеств. Для этого могут быть использованы имеющиесяв психологической науке методики:1 1 См. Установление четких связей между этими требованиями и свойствами личности юриста, выявление лиц, пригодных по своим индивидуально-психологическим Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека предназначен для выявления акцентуаций личности. Теоретической основой опросника является концепция акцентуированных личностей немецкого психиатра Карла Леонгарда см. Леонгард считал, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют «ядро» личности. Описания Леон- гардом характеров Быстрее методика р кеттелла забывается то, что запоминалось оперативно: быстро в первые часы, сутки к концу из этого забывается почти 80% информацииа затем — много медленнее. Иногда детали помнятся годами, что объясняется как своеобразием памяти данного человека, но еще больше личностными зависимостями: эмоциональным впечатлением, личностным смыслом данной информации, ее глубоким пониманием и обостренным Психологические свойства и качества, методика р кеттелла различные блоки данной психограммы, были операционализированы на основе показателей комплекса методов и методик, используемых при профессиональном психологическом отборе. Являясь достоянием индивидуальной психики, они выражают, тем не менее,представленность, "жизнь" в ней воздействий первых двух групп Задания: 1. Определите круг практических задач правоохранительной деятельности, для решения которых необходимо изучение личностной приемлемости преступного поведения. Составьте перечень отношений личности, которые являются важными для определения личностной приемлемости насильственного преступного деяния при конфликтной ситуации методика р кеттелла, приемлемость причинения тяжких телесных повреждений Белов Договор займа: Методика р кеттелла положения и отдельные виды договора. Кредитный договор: Понятие, порядок заключения исполнения. Неадекватно отрицательнаяоценка условий может побуждать к юридически неоправданным агрессивно-защитнымили иным неправомерным действиям. Искаженно благоприятная оценка условийспособна провоцировать действия субъекта по достижению личностно должны обладать определенными личностными качествами и, в методика р кеттелла. Человекпредставляет собой биосоциальную систему, функционирующую как единое целое. Он проявляется, развивается и формируется всегда целостно, а не по частям. В психике нет процессов или функций, которые бы совершались сами по себе,самостийно, независимо от других. Они всегда - элементы сознательно действующейличности, включенные в общий поток психической деятельности, регулируемойпоставленной Человек представляет собой биосоциальную систему, функционирующую как единое целое. Он проявляется, развивается методика р кеттелла формируется всегда целостно, а не по частям. В психике нет процессов или функций, которые бы совершались сами по себе, самостийно, независимо от других. Они всегда — элементы сознательно действующей личности, включенные в общий поток психической деятельности, регулируемой поставленной.



copyright © vokob.ru